Детальная информация

При строительстве первых железных дорог на территории бывшего СССР было принято решение не соответствовать в стандартах Европе. Одним из таких стандартов является ширина колеи.

На данный момент используются железные дороги с разной шириной колеи:

- нормальная (широкая) колея - 1520 мм.
Проложена на территории стран СНГ, Балтии, Финляндии и Монголии. Кроме того, на приграничных районах с перечисленными странами также используется широкая колея.
В Южной Польше существует линия LHS ("Linia Hutniczo-Siarkowa", "Металлургическо-серная линия") с колеей 1520 мм. В свое время линия использовалась для импорта польской серы и стали и для экспорта руды.
- западная (европейская, стефенсоновская) колея - 1435 мм.
Проложена на территории Европы (кроме Испании) и Азии (кроме Вьетнама). На территории СНГ так же существует ряд направлений, связывающих пограничные станции с внутренними дорогами с европейской колеей.
Например: Брест-Высоко-Литовск, Калиниград-Мамоново, Гродно-Кузница, Шештокай-Сувалки, Чоп-Королево-Дьяково, Рахов-Берлебаш.
Часто, в приграничных районах, встречаются линии с совмещенной колей, т.е. "европейская" колея проходит внутри "широкой".

Существует 3 принципиальных способа перевозки груза через пограничный переход между странами, имеющими разную ширину колеи:

1. Перегруз.
Это самый распространенный способ. В этом случае груз просто перемещается из вагона одной колеи в вагон другой колеи.
Как вариант, часто используется погрузка из автомобилей в вагоны широкой колеи.

2. Перестановка колесных пар.
Данный способ применяется в случае перевозки опасных, наливных, негабаритных и других грузов, требующих бережного обращения.
В этом случае вагоны с установленными колесными парами европейской колеи подаются под погрузку (выгрузку) европейскому грузоотправителю (грузополучателю). Эта операция возможна только с вагонами европейского стандарта. Такие вагоны имеют на борту надпись "МС-1" или "МС-0". Данный стандарт учитывает габаритные размеры вагона, а также ряд технических характеристик, обеспечивающих сцепку вагонов, соединение тормозных магистралей, перестановку тележек и т.д. В случае если вагон (или группа вагонов) не полностью удовлетворяет заявленным характеристикам, он (они) с обеих сторон прикрывается специальными вагонами, с одной стороны которые соответствуют европейскому стандарту, а с другой - нашему.

3. Использование вагонов с изменяющейся шириной колесных пар.
Данная технология фактически существует только в опытных образцах и в коммерческой перевозке грузов не применяется.

Смена транспортного права.

На железнодорожном транспорте существуют несколько основных Соглашения, регламентирующих международную перевозку грузов.

- CIM COTIF.
Участниками COTIF являются большинство Европейских стран, Украина, Северная Африка, Турция и Иран.

- СМГС.
Участниками СМГС являются Страны СНГ, Балтии, Албания, Болгария,
СРВ, Иран, КНР, КНДР, Монголия, Польша.

- Двусторонние Соглашения с Финляндией, Австрией, Афганистаном, Германией (ГБРТ) и т.д.

Соответственно в пути следования возникает момент, когда перевозочные документы должны переоформлены. Эта операция обычно совмещена со сменой транспортного средства на пограничном переходе.
Следует отметить, что при смене транспортного права очень остро встает вопрос об ответственности за порчу или утрату груза.

Поэтому сложилась такая практика,
- пункт поставки товара и момент перехода рисков в Торговом контракте обычно оговаривается там, где происходит перегруз и меняется Транспортное право.

Оплата услуг по терминальной обработке

Кто должен за это платить? Такой вопрос всегда возникает у грузовладельца при заключении Торгового контракт, Пунктом Поставки по которому будет являться пограничный переход со сменой колеи.
Согласно ст. 15 СМГС оплата данных услуг ложится на принимающую сторону. Фактически же терминальные операции могут осуществляться на обеих сторонах, хотя в большинстве случаев их организует принимающая.
Существует ряд исключений из этого правила, поэтому всегда следует пользоваться консультацией Экспедитора при решении данных вопросов.

Например:

- При подаче вагона широкой колеи под погрузку в Европу, основные расходы ложатся на Грузоотправителя.
- При перевозке экспортных грузов через Сарахс в Иран или через Серхетабад (Кушка) в Афганистан, значительная часть сборов ложится на грузоотправителя.

Габаритные размеры вагонов парка СНГ и европейского парка несколько различаются. Поэтому возникают проблемы "некратности перегруза", т.е после совершения перегрузки часть товара в вагон не входит.

Согласно пункту 5. ТП СНГ:

5. Порядок исчисления провозных платежей за повагонные отправки при перевозке их с перегрузкой в вагоны другой ширины колеи

5.1. Если груз на пограничной перегрузочной станции перегружается из вагона одной ширины колеи в вагон другой ширины колеи, плата за перевозку после перегрузки исчисляется по правилам настоящей Тарифной политики для того вагона, в который груз перегружен на пограничной станции.

5.2. Если груз, принадлежащий к одной отправке, по причинам, указанным в параграфе 5-а статьи 13 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении, перегружается на пограничной перегрузочной станции из одного вагона одной ширины колеи в два или более вагонов другой ширины колеи, плата за перевозку по Железным дорогам после перегрузки исчисляется за груз, перегруженный в каждый из вагонов, как за самостоятельную повагонную отправку по правилам настоящей Тарифной политики.

Тарифные ставки и расчётные массы определяются отдельно для каждого из загруженных при перегрузке вагонов в порядке, установленном в приложении 1 настоящей Тарифной политики, исходя из действительных масс грузов в этих вагонах.

5.3. Если на пограничной станции две или более повагонные отправки, следующие в адрес одного получателя на одну станцию назначения, перегружаются из двух или более вагонов одной ширины колеи в один вагон другой ширины колеи, плата за перевозку по Железным дорогам после перегрузки исчисляется по правилам настоящей Тарифной политики по каждой накладной отдельно за действительную массу отправки, округленную до полных тонн, по ставкам весовой категории, соответствующей сумме действительных масс всех отправок, погруженных в данный вагон.

Если сумма действительных масс всех отправок, округленных до полных тонн, в этом вагоне меньше весовой категории, по которой определена тарифная ставка, то плата за перевозку для каждой из отправок исчисляется умножением тарифной ставки на весовую категорию с последующим распределением полученной платы между отправками пропорционально их действительным массам.

Действие данного пункта распространяется только на те случаи, когда перегружаемые отправки вмещаются в один вагон другой ширины колеи полностью.

5.4. Если при следовании груза в адрес одного получателя на одну станцию назначения в один вагон перегружается повагонная отправка с частями других повагонных отправок, не вместившимися в вагоны с основными частями отправок, или части двух или более повагонных отправок, не вместившиеся в вагон с основными частями отправок, то тарифная ставка определяется по весовой категории, соответствующей сумме действительных масс всех отправок и частей отправок, перегруженных в этот вагон.

При этом провозные платы для каждой из отправок и частей отправок исчисляются следующим порядком:

если сумма действительных масс, округленных до полных тонн, всех отправок и частей отправок в вагоне равна весовой категории, по которой определена тарифная ставка, или превышает эту весовую категорию, - умножением тарифной ставки на действительные массы каждой отправки и части отправки, округленные до полных тонн;

если сумма действительных масс, округленных до полных тонн, всех отправок и частей отправок в этом вагоне меньше весовой категории, по которой определена тарифная ставка, - умножением тарифной ставки на весовую категорию с последующим распределением полученной платы между отправками и частями отправок пропорционально их действительным массам.

5.5. Станция перегрузки при заполнении накладной СМГС в графе 31 «Масса груза после перегрузки», а при заполнении накладной ЦИМ/СМГС в графе 48 «Масса груза после перегрузки» должна указать для каждого вновь погруженного вагона массу отправки (части отправки), загруженную в этот вагон, и через дробь - суммарную массу отправок (частей отправок), загруженных в этот вагон.

Передача информации со стыков:

Для контроля перемещения грузов фирмы "Рейл Сервис" через границы существуют наши региональные представители на пунктах перехода: Чоп (Украина), Брест (Беларусь), Сарахс (Туркмения), Унгены (Молдавия), Чита (Россия), Бусловская (Россия) и другие. Деятельность региональных представителей осуществляется в рамках заключенных с ними договоров.

Ежедневно по каналам электронной почты наши представители отправляют в наш адрес файлы с информацией о вагонах прошедших границу в обе стороны.
На пограничном переходе Брест, в связи с большим потоком грузов через него, такая информация передается 4 раза в сутки 7 дней в неделю по Internet. Кроме того, из Бреста мы получаем информацию о вагонах, прошедших таможенное декларирование.
Эти файлы без задержек загружаются в единую базу данных нашей фирмы, где затем их могут видеть наши сотрудники и оперативно наблюдать процесс перемещения груза по территории СНГ, а также решать периодически возникающие проблемы.


В случае Вашей заинтересованности Вы можете обратиться:

    Департамент по работе с клиентами

  • +7(495)937-59-27 доб. 740
  • Skype