Транспортные новости
09.07.2013

Непроизводительное использование инфраструктуры будет платным

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила изменения в железнодорожное законодательство, которые делают платным отстой вагонов частных операторов на путях общего пользования.

Соответствующие изменения вносятся в закон «О железнодорожном транспорте» и в Устав железнодорожного транспорта.

«В настоящее время в федеральном законе «Устав железнодорожного транспорта РФ» отсутствуют положения, обязывающие владельцев вагонов оплачивать занятие путей общего пользования свыше нормативного времени, – отмечается в протоколе заседания комиссии. – В связи с этим пути общего пользования фактически превращаются в бесплатные парковочные места, на которых порожний вагон может находиться неопределённое время в ожидании наиболее выгодного груза. Занятие инфраструктуры вагонами, не участвующими в перевозочном процессе, способствует созданию искусственного дефицита провозных мощностей, появлению «узких мест». При этом указано, что плата не взимается в тех случаях, когда виновником в простое оказывается владелец инфраструктуры.

В РЖД замечают, что изменения в документе имеют очень важное значение для компании.
«Наши оппоненты утверждают, что в статье 39 действующего Устава не предусмотрено взимание платы за использование путей общего пользования в случае нахождения на них вагонов, не принадлежащих перевозчику, – говорит заместитель руководителя правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев. – Теперь эту статью дополнят абзацем, где прямо указано, что если простой вагонов (не важно, чьей принадлежности) произошёл по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев путей необщего пользования, то они вносят плату за использование путей. Обязанность оплаты за использование путей должна быть предусмотрена законом, сам процесс оплаты должен быть урегулирован договором, а размер может быть установлен ФСТ в Тарифном руководстве № 2».

Сейчас судебная практика по этому вопросу противоречива. Верховный суд считает, что взимание платы обоснованно, а президиум Высшего арбитражного суда в свою очередь полагает, что это возможно только при наличии соответствующего договора. На заключение договора операторы и владельцы вагонов, разумеется, не соглашаются. Когда поправки примут, этот вопрос будет снят с повестки дня, так как появится прямое указание в законе.
«Эти изменения обсуждались с операторским сообществом, и оно их поддержало, – заявил «Гудку» член президиума НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Сергей Тугаринов. – Введение платы, безусловно, дисциплинирует перевозчика, оператора и грузовладельца, сократит время простоя под операциями».

Скорее всего, операторам, грузовладельцам и грузополучателям будет определено какое-то технологическое время для совершения всех операций, при превышении которого на определённый срок плата за простой будет небольшой. Затем она резко вырастет, что сделает нахождение на магистральных путях без движения довольно затратным мероприятием.

Сейчас документ будет передан в правительство, которое в свою очередь должно отправить его на обсуждение в Государственную думу.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку