ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены новым Таможенным Кодексом Таможенного Союза (ТК ТС), введённым в действие с 1 июля 2010 года.  
Виды таможенных процедур прописаны в статье 202 ТК ТС.

1. В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами).

2. Таможенные процедуры, указанные в подпунктах 15) и 16) пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются международными договорами государств – членов Таможенного союза.

3. Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства – члена Таможенного союза в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии Таможенного союза.

(п.3 в ред. Протокола от 16.04.2010)

Порядок оформления перевозочных документов и учет начисленных средств предусматривает проставление в перевозочных документах на входных пограничных станциях суммы сбора за транзитное декларирование, начисление их по железным дорогам по прибытию (передаче) груза и списание этих сумм с экспедитора в безакцептном порядке через ЦФТО ОАО «РЖД».

Размер сбора за таможенное декларирование товаров (грузов), помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита утверждается ОАО «РЖД». Согласно телеграммы ОАО«РЖД» № 17145 от 15 октября 2012г. сбор за оформление транзитной декларации составляет: 
- за таможенное декларирование товаров (грузов), помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в размере 2003 рубля (без учета НДС).                

- за таможенное  декларирование товаров (грузов)физических лиц для личного пользования, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в размере 250 рублей (без учета НДС).    НДС взимается в порядке, применяемом при начислении НДС на провозную плату за данную перевозку.

При отсутствии договора между ОАО «РЖД» и грузополучателем, являющимся разовым плательщиком, на оказание услуг по оформлению транзитной декларации на входной пограничной ж.д. станции составляется Акт общей формы, прилагаемый к перевозочному документу, и в отчетные сутки дается оперативное донесение на железную дорогу и станцию назначения. Железная дорога назначения обязана заключить с указанным грузополучателем договор на оказание услуг и обеспечить взыскание с грузополучателя сбора за оформление транзитной декларации.

Общество с ограниченной ответственностью «Таможенно-Брокерский Центр» («ТБЦ») в результате открытого конкурса №563 избранно единым общероссийским таможенным представителем ОАО «РЖД» для организации и проведения работ по оформлению таможенных деклараций для таможенного транзита на железнодорожных пограничных переходах и на входных припортовых станциях.

Порядок действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом (далее - Инструкция), устанавливает порядок действий должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля с момента прибытия товаров и транспортных средств международной перевозки (далее - транспортные средства) на таможенную территорию Таможенного союза до выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при ввозе), при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (далее - ТТ), а также с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы Таможенного союза в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации изложен в приказе ФТС (Федеральной таможенной службы) от 01.07.2011года № 1157 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом».

Основной отличительной особенностью таможенного оформления товаров и транспортных средств при перевозках железнодорожным транспортом является необходимость иметь в наличии полный комплект перевозочных документов (СМГС, инвойс или счёт- фактура и другие документы, обусловленные свойствами перемещаемого товара) на каждую товарную партию и на каждое транспортное средство. Решением Комиссии ТС№257 от 20.05.2010 в одной ДТ декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, если иное не установлено настоящей Инструкцией, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру.

Для целей настоящей Инструкции как одна товарная партия рассматриваются:

при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория) - товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя по таможенной территории в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки, а также если такие товары в пределах сроков, предусмотренных статьей 185 Кодекса, предъявлены одному и тому же таможенному органу в месте прибытия на таможенную территорию или в месте доставки, если применялась таможенная процедура таможенного транзита, и находятся в одном месте временного хранения (если товары помещались на временное хранение), либо выпущены в сроки, установленные для подачи ДТ в соответствии со статьей 197 Кодекса;

при вывозе товаров с таможенной территории - товары, одновременно отгружаемые или отгружаемые в течение определенного периода времени в случаях, определенных законодательством государств - членов Таможенного союза, в регионе деятельности одного и того же таможенного органа одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, находящегося за пределами таможенной территории, в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), либо по односторонней внешнеэкономической сделке, либо без совершения какой-либо сделки;

Федеральная Таможенная Служба выпустила ряд приказов, регламентирующих действия должностных лиц таможенных органов в таможенном деле Российской Федерации. Некоторые из них необходимо знать и умело применять. Например, вышеуказанный приказ ФТС от 01июля 2011 года № 1157 « Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом». В пункте 9 сказано: . При представлении перевозчиком, таможенным представителем или иным лицом, действующим по поручению перевозчика, документов, составленных на иностранном языке, уполномоченное должностное лицо при необходимости вправе потребовать перевода сведений, содержащихся в таких документах, на русский язык.

Перечень таких сведений изложен в пункте 12 Инструкции: Уполномоченное должностное лицо вправе требовать от перевозчика, таможенного представителя либо иного заинтересованного лица, действующего по поручению перевозчика, представления только тех документов и сведений, которые предусмотрены подпунктом 4 пункта 1 и пунктом 2 статьи 159 ТК ТС.

подпунктом 4 пункта 1: при международной перевозке железнодорожным транспортом:

документы:

транспортные (перевозочные) документы;

передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав;

документ, содержащий сведения о припасах;

документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;

имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;

сведения:

наименование и адрес отправителя товаров;

наименование и адрес получателя товаров;

наименование станции отправления и станции назначения товаров;

о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;

наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков;

вес брутто товаров (в килограммах);

идентификационные номера контейнеров.

 

пунктом 2 статьи 159 ТК ТС 2. Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 настоящего Кодекса.

“Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения”. предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 159 ТК ТС:

Содержание пункта 21. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза и (или) ограниченные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, если не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, прибывшие на таможенную территорию Таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами Российской Федерации.

Важное значение для участников внешнеэкономических связей имеют следующие две Инструкции. Приказ ФТС от 29 сентября 2004 года № 80 «Об утверждении Инструкциио действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих контроль заправильным заявлением страны происхождения товаров и принятие решений о странепроисхождения товаров» и приказ ФТС от 17 марта 2010 года № 500 «Об утвержденииИнструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров всоответствии с ТН ВЭД ТС и контроль правильности определения классификационногокода в соответствии с ТН ВЭД ТС». Правильная оценка владельцами товаров действий должностных лиц таможенных органов и лиц, выполняющих декларирование, в соответствии с положениями упомянутых приказов позволят товаровладельцам оптимизировать свои расходы на операции связанные с перемещением своих товаров.

В других случаях таможенного оформления товаров и транспортных средств, в соответствии с выбранным таможенным режимом или таможенной процедурой, производится, в основном, заполнение бланка ГТД – грузовой таможенной декларации, в соответствии с решением Комиссии ТС №257 от 20.05.2010 «об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций». Лица, производящие таможенное оформление, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления и для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверки документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора утверждена в приказе ФТС от 30.09.2011 №1996 (в редакции приказов ФТСРоссии от 23.11.2011 №2390, от 29.06.2012 №1290)

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ОТМЕТКИ в СМГС:  

1. Для импортных товаров необходимо обеспечить проставление в счетах-фактурах, инвойсах или ж/д накладных веса груза (нетто и брутто), код ОКПО и ИНН, КПП российского получателя. А также, если груз следует на склад временного хранения (СВХ) в РФ, то указать наименование склада, номер и дату выдачи его лицензии.  
2. Во всех случаях обращать особое внимание на обязательное и полное соответствие содержания СМГС, инвойсам, счетам-фактурам и другим перевозочным документам. Правильное и полное указание в графах 1 и 5 наименований и адресов отправителей и получателей, а также соответствие сведений о перевозимых товарах: количество мест, разбивка по весу, по стоимости, по кодам ТН ВЭД и т.п.  
3. В графе 6 отправитель обязан сделать отметку «Транзитное декларирование через ОАО «РЖД».. В графах 4 и 20 указать коды оплаты РЖД и другим дорогам. В графе 6 указать десятизначный подкод Рейл Сервис.  

НЕКОТОРЫЕ ДОКУМЕНТЫ МПС РФ:

1. Указанием МПС РФ от 20.12.1999 года № 325 –У введён «Временный порядок приёма транзитных грузов на станциях передачи вагонов российских железных дорог», согласно которому на каждой железнодорожной пограничной станции и в портах экспедитор должен обеспечить контроль и подтверждение оплаты своих перевозок телеграммой ЦФТО ОАО «РЖД».  
Плата за задержку транзитных вагонов/контейнеров в случаях отсутствия телеграммы ЦФТО ОАО «РЖД» составляет 4,35 франка согласно раздела 3 п.8.2 МТТ.

2. Для грузов следующих транзитом, согласно Международного железнодорожного Транзитного Тарифа, раздел III, пункт 5, в ставке необходимо учитывать 8,16 швейцарских франка за вагон/отправку и на покрытие расходов железных дорог, связанных с таможенным досмотром перевозимых грузов, в пользу каждой транзитной железной дороги. Взимается (один раз) независимо от сборов, взыскиваемых таможенными органами ( в пользу каждой страны-участницы МТТ).

3. Для грузов, следующих в режиме ВТТ (импорт, экспорт) согласно телеграмме ОАО «РЖД» № СБ – 10235 от 29 октября 2004г., ОАО «РЖД» разработан порядок возмещения железным дорогам – филиалам ОАО «РЖД» расходов, возникших в связи с выполнением работ по инициативе или указанию органов государственного контроля (надзора) на железнодорожных станциях отправления и назначения, пограничных станциях. При этом расходы должны возмещаться плательщиком по перевозке (экспедиторской организацией) по тарифам, сборам и платам в соответствии с Законодательством РФ в порядке, установленном соответствующим транспортным правом, а так же по разработанным и утвержденным в установленном порядке железными дорогами калькуляциям исходя из фактических затрат. Начисление и взимание с плательщика по перевозке сумм дополнительных расходов производится на основании актов общей формы, сведений, внесенных на пограничной станции в накладную.

4. Телеграммой N ЦФТОЦП-10/2/ЦТД от 17.01.2012 объявлен порядок применения с 01.01.2012 ставок сборов за оформление документов, за ведения учета и формирование отчетов о товарах, за доставку со станции назначения до поста таможенного органа оформленных документов, утвержденных протоколом заседания правления ОАО «РЖД» от 29.11.2011 №46.

5. Между ООО «Фирма «Рейл Сервис» и ФГП ВО ЖДТ РФ заключен Договор № УВО-2843 от 01.01.2012 года по оказанию услуг по сменному сопровождению и охране грузов, экспедируемых ООО «Фирма «Рейл Сервис» по территории РФ, в соответствии с Перечнем грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования, утвержденным приказом МПС РФ от 18 июня 2003г. № 38. Согласно Договору расчет за выполнение услуг производится по ставкам договорного сбора.                                                     

       Перечень важных грузов, требующих усиленной охраны.                                                                                        В случае задержки вагонов, контейнеров на пограничных передаточных станциях не по вине «Охраны» или перевозчика за каждый час задержки производится дополнительная оплата. Расчет Охраны за услуги по сверхнормативной охране грузов при перевозке железнодорожным транспортом (станциях отправления, промежуточных станциях, станциях назначения, пограничных передаточных станциях и припортовых):                                                                                                  

1) за оказание услуги по сменному сопровождению и охране грузов в период времени, превышающий первоначальный нормативный срок доставки грузов,  дополнительно взимаются сборы за время сверхнормативной охраны.   

Основанием для исчисления времени сверхнормативной охраны является истечение первоначального нормативного срока доставки грузов и наличие факта нарушения срока доставки грузов, оформленного актом общей формы. Оплата производится выставляемому счету с приложением документов, подтверждающих причину задержки и затраты Охраны.  Стоимость оказания услуг в приложении.                                                       

2) документы, подтверждающие оказание услуги по сверхнормативной охране грузов – копии транспортной железнодорожной накладной; акта общей формы ГУ-23; акта приема (выдачи) грузов; памятки приемосдатчика формы ГУ-45; приемо-сдаточного акта формы КЭУ-5; других документов, подтверждающих продолжительность оказания услуги по сверхнормативной охране.

                       

 

Грузы военного и двойного назначения, которые могут быть использованы в военных целях

Транзит вооружения через территорию РФ определён постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 306 «Об утверждении Положения о транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации», транзит через территорию РФ вооружения в адрес международных сил содействия безопасности  в Исламской Республики Афганистан и в обратном направлении  определен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2008года № 219 "О порядке наземного и комбинированного (железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом) транзита через территорию Российской Федерации вооружения, военной техники и военного имущества, следующих в адрес международных сил содействия безопасности в Исламской Республике Афганистан и в обратном направлении",   порядок получения разрешений на транзит вооружений изложен в приказе ФТС от 28 апреля 2009 года № 748 "Об утверждении административного регламента Федеральной Таможенной Службы по исполнению государственной функции по выдаче и аннулированию разрешения на транзит вооружения, военной техники  и военного имущества." ;

Классификатор вооружения, военной техники и военного имущества приведён в Распоряжении Правительства РФ от 14 июля 2000 года № 973-р « Об утверждении классификатора вооружения, военной техники и военного имущества, транзит которых осуществляется через территорию Российской Федерации»;

Особенности получения лицензии приведены в приказе МВЭСи Торговли от 2 марта 1998 года № 103 « О совершенствовании мезанизма контроля за экспортом товаров и технологий двойного назначения и критичной ядерной продукции, имеющих отношение к оружию массового уничтожения и ракетным средствам его доставки»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001г №447 утверждено положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники.


Перечень товаров двойного назначения утвержден Указом Президента РФ от 17.12.2011г. № 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения , которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» и объявлен в приказе ФТС от 27 марта 2012года № 575.   


В таможню представляются следующие документы на товары двойного назначения:

- вывоз и ввоз в РФ – лицензия ФСТЭК или ее письменное подтверждение правомерности осуществления безлицензионного вывоза или ввоза;
- временный вывоз – разрешение Коммиссии по экспортному контролю РФ;
- транзит по территории РФ (международный) – решение Минпромторга и Минтранса России; разрешение МВД России на транзит взрывчатых материалов промышленного назначения в случае их перевозки автомобильным, морским и речным транспортом.

 Транзитные перевозки опасных отходов

Трансграничные перевозки опасных отходов регулируются

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 года №442 "О трансграничном перемещении отходов",

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 24 декабря 2003 года N 1151 Об утверждении форм уведомления о трансграничном перемещении отходов и документа о перевозке отходов

приказом ГТК РФ от 31.12.98 года № 910 "Об утверждении порядка контроля и надзора за трансграничными перевозками опасных отходов", Указанием МПС РФ от 27 июня 1996 года №М-556у "О введении в действие Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам"

и Приказом МПС РФ от 27 июля 1996 года №ЦМ-309 "Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам"; 

ГТК РФ письмом от 9 июня 2004 года № 07-59/20656 «О трансграничном перемещении лома и отходов чёрных металлов» представил перечень лабораторий, которые могут выполнять заключения на лом и отходы чёрных и цветных металлов из государств, в которых ГОСТ 2787-75 «Металлы чёрные вторичные. Общие технические условия» относится к нормативным документам, действующим в государственной системе стандартизации, в случаях ввоза в Российскую Федерацию и транзита по территории Российской Федерации лома и отходов чёрных металлов.

ГТК - нетарифные меры регулирования

Вся информация по нетарифным мерам регулирования внешней торговли: наименования ведомств, их адреса и номера телефонов; наименования и коды ТН ВЭД товаров; наименования разрешительных и 1988 года" регулирующих документов; реквизиты документов, определяющих меры нетарифного регулирования изложены в письме ГТК РФ от 22.06,1998 года "Информация по нетарифным мерам регулирования внешней торговли".

В связи с проведением административной реформы и перераспределением полномочий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации лицензии на экспорт товаров выдаются Департаментом экспортного контроля Министерства экономического развития и торговли РФ – письмо ГТК РФ от 23 июля 2004 года № 07-56/26989.

Приказом ФСТЭК РФ от 26.04.05. № 151 « Об организации в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю работы по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности» утверждена Инструкция, устанавливающая процедуру выдачи ФСТЭК России заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Наркотические товары

Перевозки наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ регламентируются в соответствие с

постановлением Правительства РФ от 26.09.97 года № 1219 "О государственном регулировании и контроле транзита через территорию Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых веществ и веществ таблицы I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года",

приказом Государственного Комитета Российской Федерации по Охране Окружающей Среды от 14 января 1998 года № 63 "О порядке оформления и выдачи разрешений на транзит через территорию Российской Федерации",

приказом ГТК РФ от 10.11.97 года № 668 " О государственном регулировании и контроле транзита через территорию Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых веществ и веществ таблицы I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года"

и приказом ГТК РФ от 23.09.96 года № 580 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ";

С 25 августа 2004 года в порядке оформления перевозок наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, установленном вышеуказанными действующими в настоящее время документами, изменилось наименование ведомства, которое осуществляет лицензирование. Согласно Постановления Правительства РФ от 12.08.2004 года № 412 «О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ"» лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Перечень таких веществ определяет Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 года № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (с изменениями на 6 февраля 2004 года). 

Кроме того, требования всех вышеуказанных нормативных документов основываются на положениях Федерального Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 26.12.1997 года (с изменениями на 30.06.2003 года). 

Подкарантинные товары

Перемещение подкарантинной продукции через границу РФ регламентируется следующими документами:

- Федеральный Закон РФ «О карантине растений» от 15.07.2000г. № 99-ФЗ ( в редакции от 23.07.2008г.)
- Приказ МПС РФ от 18.06.2003г. № 36 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов». 
- Письмо ФТС от 21.12.2006г. № 06-73/45251  (в редакции от 12.03.2008г.) «О перечне зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна, подлежащих государственному надзору и контролю Россельхознадзором в сфере качества и безопасности при ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации» 
- Приказ Минсельхоза  РФ  от 14.03.2007г. № 163 «Об организации работ по выдаче фитосанитрных сертификатов и карантинных сертификатов».
-  Приказ Минсельхоза РФ от 09.01.2008г. №1 (в редакции Приказа Минсельхоза РФ от 26.06.2008. №272) «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерациюи вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции».
- ФТС РФ письмом от 10.07.2009г. № 14-82/31991  направляет утвержденный Россельхознадзором  Перечень подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), подлежащей государственному карантинному фитосанитарному контролю, осуществляемому территориальными органами Россельхознадзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. В соответствии с письмом Россельхознадзора от 17.06.2009г. № ФС-ГК-3/5864 данный Перечень вводится в действие с 15 июля 2009г.

Перевозки скоропортящихся грузов

Скоропортящийся груз – товар, имеющий много особенностей, которые необходимо учитывать до начала перевозки ещё на стадии подписания контракта купли-продажи такого товара. Такие особенности, исходя из международного опыта и торговых обычаев, приведены в следующем документе – "Общие условия международной купли-продажи свежих фруктов и овощей, включая цитрусовые. Европейская экономическая комиссия ООН". ЕСЕ/AGRI/40 1979 г.

Перевозки скоропортящихся грузов осуществляются в соответствии с "Правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов" утвержденными приказом МПС РФ № 37 от 18.06.2003 (приложение к правилам .zip-файл).

"Правилами хранения грузов в местах общего пользования при перевозке железнодорожным транспортом", приказ МПС РФ № 47 от 18.06.2003 г.; Распоряжением МПС РФ от 31.12.2002 г. № 843р "О Перечне скоропортящихся грузов и предельных сроках их перевозки в универсальных контейнерах " ( до 15.12.2004г.) , c 15.12.2004 г. Распоряжением ОАО «РЖД» от 04.11.2004г. №3530р «Об утверждении Перечня скоропортящихся грузов и предельных сроках их перевозки ОАО «РЖД» в универсальных контейнерах». ; Указанием МПС РФ от 29.12.2001 г. № Д-2020у "Временные условия перевозки скоропортящихся и продовольственных грузов по железным дорогам России в ИВ – термосах" и рядом других документов.

Кроме того, скоропортящиеся грузы, под ответственность грузоотправителя и грузополучателя, в случаях, если свойства грузов или их состояние, либо предлагаемые грузоотправителем условия перевозок не предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, (например, в крытых вагонах при отсутствии специализированного подвижного состава), могут перевозиться на особых условиях по приказу МПС РФ от 18.06.2003 г. № 41 " Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов на особых условиях".

Скоропортящиеся товары, транспортировка или хранение которых требуют соблюдения особых климатических условий (температура, влажность, давление и т.п.), подлежат таможенному оформлению и сертификации во внеочередном порядке – пункт 1 Указания ГТК РФ и Госстандарта России "Об особенностях ввоза на территорию Российской Федерации скоропортящихся товаров, подлежащих обязательной сертификации", ГТК РФ от 11.07.95 г. №01-12/870, Госстандарт России от 27.06.95 г. № 210-7/548.

Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2003 года № 665 «Об установлении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации мяса и пищевых субпродуктов» с 01.01.2004 года установлены ограничения на ввоз в РФ мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы (код ТН ВЭД России 0207). Если страной происхождения указанного товара являются государства, не имеющие с Российской Федерацией сухопутных путей сообщения, то прибытие на таможенную территорию РФ для потребления указанного товара в Российской Федерации допускается только в морские (речные) и воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Для исключения случаев ввоза мяса из стран дальнего зарубежья под видом мяса из стран СНГ Центральное Таможенное Управление письмом от 12.03.2004 года № 68-17/5059 «Об усилении контроля за ввозом мяса птицы, говядины и свинины и направлении Методических рекомендаций по оценке качества мяса» ужесточает меры по контролю за определением страны происхождения товара и требует строго придерживаться положений приведённых в письме Методических рекомендаций по оценке качества мяса для розничной торговли и промышленной переработки.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении перевозок скоропортящихся грузов, опубликованы в документах Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Эти документы основаны на Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ и «Положении о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утверждённым постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 года. Для участников перевозочного процесса наиболее интересен документ, в котором приведены гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов, это постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2003 года № 98 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03».


Воинские перевозки

Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами, в том числе и воинские перевозки железнодорожным транспортом, осуществляется на основе Указа Президента Российской Фекдерации от 10.09.05г. № 1062 «Вопросы военно-техническогосотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» ( с изменениями на 17.12.07г.). Этим документом, в частности, утверждено положение о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, импорт и экспорт которой подлежат контролю и осуществляются по лицензиям.

В письме ФТС РФ 01–06/47609 от 12.12.2007г. «О лицензиях федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству» представлен порядок выдачи лицензий, определенный приказом Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству от 6 сентября 2006г. № 53 «Об оформлении заявлений и лицензий на ввоз (вывоз) продукции военного назначения и о порядке представления документов для получения лицензии». 

Таможенное оформление продукции военного назначения, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации в порядке лицензирования, выполняется в соответствии с приказом ФТС РФ от 23.01.07г. № 79 «О таможенном оформлении и таможенном контроле продукции военного назначения». В этом приказе установлен порядок действий должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного оформления и таможенного контроля продукции военного назначения, перемещаемой через таможенную границу России на основании лицензий, выданных ФСВТС РФ в соответствии с Положением о порядке лицензирования ввоза и вывоза указанной продукции (утв. Указом Президента РФ от 10.09.2005г. № 1062).   На Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений ФТС РФ возложена обязанность по подготовке заключений о возможности предоставления организациям РФ права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, а также по направлению в таможенные органы информации о субъектах, получивших такое право. Соответствующим структурам ФТС РФ предписано подготовить информационно-техническое обеспечение таможенного оформления и таможенного контроля продукции военного назначения. Действие Приказа не распространяется на порядок таможенного оформления и таможенного контроля продукции военного назначения, перемещаемой транзитом через территорию России, по воинским пропускам, а также в рамках межправительственных соглашений о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности.

Транзит через таможенную территорию Российской Федерации оформляется согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 306 «Об утверждении Положения о транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации». Разрешение на транзит выдается ФТС РФ на основе лицензии Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.
Правительство Российской Федерации заключило ряд Соглашений с Правительствами стран СНГ об организации воинских межгосударственных перевозок и о расчетах за них, а также о транзите межгосударственных воинских перевозок с другими странами  или о межгосударственных воинских перевозках в интересах охраны внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств. Кроме того, подписан документ СНГ от 15 мая 1992 года «Соглашение о принципах и порядке выполнения воинских перевозок».

Далее, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 10.07.1998 года  № 761 «О дополнительных мерах  по выполнению воинских железнодорожных перевозок, напрвленных на поддержание боевой готовности и обеспечение жизнедеятельности воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации», ( в редакции 08.08.2003г.). 

Взрывоопасные грузы

Перевозки взрывоопасных веществ регулируются следующими нормативными документами:

письмо ГТК РФ от 10 июня 1998 года №01-15/12197 и МПС РФ от 2 июня 1998 года №П-5117 "Об особенностях таможенного оформления опасных грузов класса 1 (взрывчатых материалов -ВМ)",

постановление Госгортехнадзора России от 20 июля 2002 года №29 "Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом",

указание МПС РФ от 27 июня 1996 года №М-556у "Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам" утверждены на пятнадцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 5 апреля 1996 года

и Указ Президента Российской Федерации ( в редакции от 24.01.1998 года №61) "О перечне сведений, отнесённых к государственной тайне";

Постановление Правительства Российской Федерации №512 от 12 июля 2000 года «О порядке ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации и транзита по территории Российской Федерации взрывчатых веществ, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий».

Телеграммой ОАО «РЖД» от 22 ноября 2004г. №ЦМУ-17/466 дано разъяснение, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2000г. №512 разрешение органов внутренних дел на перевозку взрывчатых материалов железнодорожным транспортом не требуется.

Ветеринарные товары

Решением №294 от 10.12.2013г Коллегии Евразийской Экономической комиссии внесены изменения в перечень товаров , ввозимых на территорию ТС, подлежащих ветеринарному досмотру. Перечень товаров.

Перемещение через границу РФ грузов, подлежащих пограничному государственному ветеринарному надзору регламентируется документами, основанными на Федеральном Законе «О ветеринарии» от 14.05.1993г. № 4979-1от 14.05.1993г. (в редакции от 30.12.2006г.:
Постановления Правительства РФ от 30.06.2004г. № 327 « Об утверждении положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» и от 19.01.2005г. № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти».
Приказы МПС РФ от 18.06.2003г. № 34 «Об утверждении правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору», № 35 « Об утверждении правил перевозок железнодорожным транспортом животных».
Письмом ФТС от 13.05.2005г. № 01-06/15267  «О ветеринарных разрешениях» разъяснены вопросы таможенного оформления грузов, подлежащих ветеринарному контролю и указанных в Перечне грузов, доведенном  Письмом ФТС от 20.12.2006г. № 06-73/45065 «О перечне грузов, подлежащих пограничному государственному ветеринарному надзору».
Таможенное оформление товаров, указанных в Перечне грузов, подлежащих пограничному государственному ветеринарному надзору, может быть начато только после представления необходимых разрешений, выданных Россельхознадзором.

Письмом Главного государственного ветеринарного инспектора РФ от 13.02.2004г. № 13-8-01/1735 введен запрет на ввоз в Россию и транзит через таможенную территорию РФ из Монголии живых животных, мяса всех видов, рыбы, молока и молочных продуктов, включая готовые изделия, а также животноводческого сырья и кормов, оборудования для содержания животных и птиц и их убоя, бывшего в употреблении.

Лицензия на импорт товаров

Во исполнение Федерального закона от 08.12.203г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» с 15-го июля 2005г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 09.06.2005г. №364 «Об утверждении Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий».

В данном Положении, в частности, определены случаи, в которых осуществляется лицензирование; указаны виды лицензий, выдаваемых территориальными органами Минэкономразвития РФ (разовая, генеральная и исключительная) определен перечень документов, представляемых заявителем в лицензионный орган для получения лицензии; установлен перечень оснований для отказа в выдаче лицензии.

Кроме того, утверждено Положение о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий.

Признано утратившим силу Положение о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.10.1996г. № 1299.

Таможенный контроль проводится на основании приказа ГТК РФ от 15.07.1997г. № 423 «О лицензировании ввоза и вывоза товаров».

Лицензирование внешнеэкономической деятельности 

Грузы, требующие сертификации

Регулирование таможенного оформления товаров, подлежащих сертификации, осуществляется следующими документам:

- Федеральный закон РФ от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в редакции от 09.05.2005г.)
- Постановление Правительства РФ от 13.08.1997г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» (в редакции от 17.12.2005г.)
- Письмо ФТС РФ от 19.12.2006г. № 06-73/44906 «О списке товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации»
- Письмо ФТС РФ от 20.11.2007г. № 01-06/43797 «Об изменениях в список товаров»

С 1 мая 2009г. вступает в действие Федеральный закон от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Под действие этого регламента попадает продукция, перечень которой определен Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009г. № 241 « Об утверждении списка продукции, которая для помещения под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Товары, перечисленные в Списке (Постановление Правительства РФ № 241)являются объектами технических регламентов, поэтому они исключены из Списка товаров, для которых требуется подтверждение обязательной сертификации при выпуске натаможенную территорию РФ (письмо РФ ФТС РФ от 19.12.2006г. № 06-73/44906), а также из Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденной Постановлением Правительства от 13.08.97г. № 1013.
Таким образом, при таможенном оформлении видов продукции, включенной в технические регламенты, необходимо представить в таможню сертификат соответствия, форма которого утверждена приказом Минпромэнерго России от 22.03.2006г. № 53 « Об утверждении формы сертификата продукции требованиям технических регламентов».
При таможенном оформлении оставшихся в указанном списке товаров (Письмо ФТС РФ от 19.12.06г. № 06-73/44906) представляется сертификат соответствия, форма которого определена Постановлением Госстандарта от 17.03.98г. № 12.
Письмом ФТС РФ от 25.12.07г. № 06-73/49760 определен список организаций, уполномоченных Ростехрегулированием выдавать разъяснения о принадлежности продукции к объектам подтверждения соответствия для целей таможенного оформления. Одной из этих организаций является ОАО «ВНИИС» (ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации»)

Письмом ФТС РФ от 20.11.2007г. № 01-06/43797 внесены изменения в список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию РФ. Следует заметить, что, например, отныне статус товара, бывшего в употреблении, подтверждается только экспертами Торгово-промышленной палаты РФ. А на товар, ввозимый в качестве гуманитарной или технической помощи, в таможне не будут требовать сертификата соответствия только в том случае, если будет приложено соответствующее разъяснение, выданное организацией, уполномоченной Ростехрегулированием.

Подакцизные товары

На пограничных переходах обязательно производится таможенный досмотр всех подакцизных товаров, вне зависимости от вида перевозки и оформляемого таможенного режима. Перечень этих товаров приведён в приказе ГТК РФ от 23.08.2002 г. № 901 "О заполнении платёжных документов" (Приложение к приказу №901 от 23.08.02 г. "Справочник соответствия наименования подакцизных товаров кодам ТН ВЭД России и кодам бюджетной классификации Российской Федерации").

Исходя из ответа ФТС от 25 ноября 2004 года № 06-12/8567 на обращение ООО «Фирма «Рейл Сервис» и письма ФТС от 28 октября 2004 года № 01-06/4916 «О некоторых проблемных вопросах, связанных с применением статьи 86 Таможенного Кодекса Российской Федерации» вопрос обеспечения уплаты таможенных платежей при перевозке не маркируемых товаров, перечисленных в приказе ГТК РФ от 28.12.2000 года № 1230, таможенным перевозчиком, в частности ОАО «РЖД», решается следующим образом.

Положения Таможенного Кодекса РФ статьи 86 «Меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите» применяются не только при таможенной процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ), но и, на основании статьи 169 ТК РФ, при таможенном режиме международного таможенного транзита (МТТ).

Согласно пункту 1 статьи 86 ТК РФ таможенный орган отправления (входная российская пограничная таможня) вправе принять одну из перечисленных в этой статье мер по обеспечению таможенного законодательства: обеспечение уплаты таможенных платежей – депозит; таможенное сопровождение; определение маршрутов перевозки товаров при ВТТ или МТТ. Комментируя эту статью КТ РФ, можно сказать, что начальник таможенного органа отправления вправе принять одну из этих мер, но при этом, он имеет такое же право и не принимать упомянутые меры обеспечения. В каком же случае он может не принимать такие меры, - только тогда, когда он полностью уверен в добросовестности участников внешнеэкономической сделки – доверяет продавцу и покупателю, уверен в перевозчике и экспедиторе. То есть, когда есть полная уверенность, основанная на предыдущем положительном опыте, что внешнеторговая операция совершится в штатном порядке и государство получит все причитающиеся ему таможенные и иные платежи.

«Принятие решения о применении либо о неприменении меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при выдаче разрешения на ВТТ или МТТ находится в компетенции таможенного органа отправления. Такое решение принимается в каждом конкретном случае с учётом системы анализа и управления рисками».

Однако в Таможенном Кодексе «предусмотрен только один случай, когда таможенные органы в любом случае не требуют применения таких мер – если перевозку осуществляет таможенный перевозчик» - это выдержки из письма ФТС от 28.10.2004 г. № 01-06/4916 и отсюда следует, что наконец-то к концу первого года работы по новому Таможенному Кодексу РФ вышестоящий таможенный орган (ФТС) на практике признал, что этот ТК РФ документ прямого действия и низовые таможенные органы – (в нашем случае таможенный орган отправления), должны элементарно выполнять, не дожидаясь каких-то разъясняющих писем ФТС или региональных таможенных органов, положения ТК РФ.

Таким образом, согласно пункта 2 статьи 86 ТК РФ «таможенные органы не требуют применения мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, если перевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком». Следовательно, при перевозке любых товаров, в том числе и перечисленных в приказе ГТК РФ от 28.12.2000 года №1230, таможенным перевозчиком ОАО "РЖД" не применяются меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства при внутреннем и международном таможенном транзите.

Отсюда следует, что при проработке перевозок подакцизных товаров необходимо заблаговременно связываться с входной российской пограничной таможней и убедиться в правильном понимании и применении на практике сотрудниками этой конкретной таможни вышеуказанных положений ТК РФ.

ГТК РФ письмом от 13 июня 2001 года № 01-06/22980 "Об оформлении денатурированной спиртосодержащей продукции" разъясняет следующее. В соответствии со статьёй 181 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, введённой в действие Федеральным законом Российской Федерации от 05.08.2000 г. № 118-Ф3, с 1 января 2001 года спиртосодержащая продукция с объёмной долей этилового спирта более 9% признаётся подакцизным товаром при ввозе на таможенную территорию РФ и подлежит обложению акцизом. При этом, с 01.01.2001 года обложению акцизом подлежит и продукция, содержащая денатурированный спирт, ранее освобождаемая от уплаты акциза в соответствии с Законом РФ "Об акцизах", утратившим силу с 01.01.2001 года.
С 3 мая 2001 года действует приказ ГТК РФ от 28.12.2000 г. № 1230 "О маркировке отдельных товаров акцизными марками". Согласно п. 107 приказа товар, перемещаемый в соответствии с таможенным режимом транзита, марками не маркируется. По пункту 103 приказа ввоз на таможенную территорию РФ не маркируемого товара, в том числе и транзит такого товара через территорию России, осуществляется при условии, что при доставке не маркируемого товара в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей используется только внесение денежных средств на депозит таможенного органа в соответствии с установленным порядком, за исключением ввоза не маркируемого товара лицами, указанными в пунктах 114 (дипломатические посольства и т.п.) и 115 (физические лица не для производственных или других коммерческих целей …) инструкции настоящего приказа. Указанный приказ действует на следующий перечень товаров ( коды ТН ВЭД ): 
из 2008 алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объёма готовой продукции; из 2204 10 110 0, 2204 10 190 0, 2204 21, 2204 29 вино шампанское, вино виноградное игристое или шипучее, вино виноградное натуральное, включая креплёное, с содержанием этилового спирта более 9% объёма готовой продукции; 
из 2205 вермуты и виноградные натуральные вина прочие с добавлением растительных или ароматических веществ, с содержанием этилового спирта более 9% объёма готовой продукции; 
из 2206 00 напитки прочие сброженные (например, сидр,перри, или сидр грушевый, напиток медовый), смеси сброженных напитков и смеси сброженных напитков и безалкогольных напитков, с содержанием этилового спирта более 9% объёма готовой продукции, в другом месте не поименованные или не включённые; 
из 2208 спиртовые настойки, ликёры и прочие спиртные напитки с содержанием этилового спирта более 9% объёма готовой продукции; 
2402 10 000 0 сигары, сигары с обрезанными концами и сигариллы, содержащие табак; 
2402 20 сигареты, содержащие табак; 
2403 10 курительный табак, в том числе трубочный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для промышленного производства табачной продукции.


Особенностью перевозки подакцизных товаров и перемещения их через государственную границу РФ является необходимость обеспечения уплаты таможенных платежей - внесения депозита и лицензирование. Экспорт, импорт, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, в части их таможенного оформления регулируются приказом ГТК РФ от 21 августа 2001 года № 831, транзит упомянутых и ряда других подакцизных товаров определяются приказом ГТК РФ от 28 декабря 2000 года № 1230. Перечень таможенных органов, обладающих правомочиями совершения таможенных операций в отношении подакцизных товаров, приведён в приказе ГТК РФ от 11 июня 2004 года № 664 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных товаров». Кроме того, импортёр подакцизных товаров обязан предоставить для оформления процедуры ВТТ пограничному таможенному органу в качестве документов, подтверждающих обеспечение уплаты таможенных платежей, заявление на покупку акцизных марок с отметками уполномоченного таможенного органа о принятии обеспечения выполнения обязательства импортёра или его копию, заверенную уполномоченным таможенным органом, и копию таможенного приходного ордера или таможенной расписки ( письмо ГТК РФ от 25 марта 2004 года № 01-06/10888). 

Размер депозита – суммы обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, определяется приказом ГТК РФ от 17 марта 2004 года № 330 «О фиксированном размере обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров». Сумма в Евро рассчитывается путём умножения ставки обеспечения для расчёта сумм обеспечения уплаты таможенных платежей, указанных в Приложении к упомянутому приказу, на количество единиц перевозимого подакцизного товара – литр, штук и т.п. Согласно статьи 345, пункт 1 Таможенного кодекса РФ: «Внесение денежных средств в кассу или на счёт таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (денежный залог) производится в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным Банком Российской Федерации». Статья 337, пункт 4 Таможенного кодекса РФ указывает, что : « Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится лицом, ответственным за их уплату, либо любым иным лицом в пользу лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов». К лицам, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, относятся: владельцы подакцизных товаров - продавцы или покупатели, отправители или получатели, посредники (экспедиторы), имеющие доверенность от владельца товара и прямой договор с ним, а также лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела (статья 339, пункт 1 Таможенного кодекса РФ), - таможенный брокер, таможенный перевозчик, владельцы складов временного хранения и таможенных складов. К любым иным лицам, осуществляющим уплату депозита в пользу ответственных лиц, можно отнести любое заинтересованное лицо, которое уплачивает конкретную сумму обеспечения за определённую партию подакцизного товара. 

При формировании маршрута перевозки подакцизных товаров, нужно учитывать пограничные переходы упомянутые в «Перечне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции и табачных изделий, ввозимых автомобильным, воздушным, железнодорожным и морским (речным) транспортом», постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2003 года № 743 «Об установлении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции и табачных изделий». 

Товары, требующие санитарно-эпидемиологического заключения.

Санитарно-эпидемиологический контроль производится в целях обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, предотвращения поступления на потребительский рынок страны опасной для человека продукции, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ( в редакции от 30.12.2006г.)

Вопросы, связанные с осуществлением санитарно-эпидемиологического контроля, находятся в компетенции Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), определены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» ( в редакции от 14.12.2006г.)

В Постановлении Правительства РФ от 15.09.2005г. № 569 «О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» перечислены органы и учреждения, представляющие собой федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологическогонадзора, определены их структура, задачи, функции и порядок осуществления деятельности.

Для использования в работе таможенные органы должны руководствоваться  Письмом ФТС от 27.03.08г. № 01-11/11534 « О списке товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении».